Каждый заказчик вакансий спрашивает, какие источники и методы поиска вы применяете? В этой статье представлен обзор самых эффективных методов подбора персонала, полезный как для кадровых агентств, так и для внутренних рекрутеров и клиентов, заказывающих вакансии.
Рынок труда меняется и все больше трансформируется из рынка работодателя — диктующего свои требования, в рынок соискателя. Теперь кандидат является равноправным хозяином рынка труда и решает, где ему работать исходя не только из предложений, но и своих пожеланий. Работодатели начинают учитывать пожелания соискателей, и уже нормой считаются финальные переговоры по условиям труда. Кто не готов учитывать рыночную ситуацию, значительно сужает пул интересных кандидатов.
В результате трансформации рынка труда повысился накал борьбы за таланты. Хоть и не всегда соискатель — это талант, но, если за него едет борьба, значит будем его считать таковыми. В западных статьях очень часто можно встретить фразу «война за таланты». В России эта фраза применяется редко, гораздо реже, чем «крик души» рекрутера, в очередной раз от оффера которого отказался кандидат.
В этой ситуации заказчики все чаще начинают обращаться к кадровым агентствам. Это особенно актуально, когда необходимо закрыть вакансии профессиональной области самых конкурирующих рынков труда, например такие как: менеджеры по продажам, инженеры, программисты либо любые другие редкие специальности. Так же часто приглашают кадровые агенства в помощь при привлечении высококвалифицированных специалистов – экспертов своей области. В своих обращениях заказчик ищет экспертной помощи кадрового агенства, объявляя это перед началом сотрудничества. Например, корпорация Microsoftделает акцент на кандидатах не с работных сайтов, заранее об этом предупреждая. А Mail.Ru вообще не готовы рассматривать кандидатов от кадровых агентств, если они с работных сайтов.
Однозначно, в Москве и Санкт-Петербурге сформировался пул профессиональных кадровых агентств, которые в том числе, имеют филиалы в регионах. Они владеют расширенным инструментарием подбора персонала, и используют разные источники поиска. В Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге и в Самаре, в каждом крупном городе есть свои одно-два профессиональных кадровых агентств, занявшие нишу подбора. Но есть множество кадровых агентств в той же Москве и еще больше в регионах, которые работают по одной похожей привычной схеме.
Онлайн кадровое агентство – это рекрутинговое агентство, удаленно закрывающие вакансии, используя интернет пространство. Дистанционно осуществляют полный цикл подбора, начиная от переговоров с заказчиком, завершая сопровождением кандидата на испытательном сроке. Всё взаимодействие происходит через мессенджеры, электронную почту и телефон. Онлайн агенства по подбору персонала, такие как ONLINE PERSONAL, могут закрывать вакансии в любом городе, независимо от его удаленности от Москвы и размеров, от Владивостока до Калининграда, от Нижнего Новгорода до Тюмени. Самое важное в формате онлайн рекрутинга – это квалификация рекрутера и умение агенства выполнять свои обязательства перед заказчиком.
С компанией ONLINE PERSONAL можно связаться, заполнив эту форму
Мы не будем перечислять все услуги кадровых агентств, опишем только одну классическую ситуацию. Работодатель – самая обычная компания, которая стремится развиваться и расширяться. Для этого нужны новые сотрудники. Работодатель размещает вакансию на работных сайтах и сталкивается с проблемой: кандидаты не торопятся откликаться на вакансию. Более того, те, кто откликаются – чаще всего не соответствуют требованиям работодателя. Что делает работодатель? Он обращается за помощью в кадровое агентство. Агентство красиво презентует свою услугу, они договариваются об условиях работы, пожимают руки и заключают договор. Что потом делает кадровое агентство? Идет на те же работные сайты и размещает почти такой же текст вакансий. Иногда такой сценарий событий позволяет закрыть вакансию, так как рекрутеры провайдера более профессиональны и готовы выделить больше времени на поиск, использую несколько работных сайтов. Но в ситуации пассивности кандидатов работные сайты все хуже справляются с своими задачами.
Тогда эта классическая схема работы кадрового агенства дополняется своими базами кандидатов. Но надо признать, что актуальность этих баз быстро исчезает со временем. Дополните эту схему ценностью личных знакомств с лидерами рынка как с заказчиками, так и с кандидатами. Но и этот метод сложно масштабировать, так как невозможно «дружить» со всеми, особенно, когда идет речь о высококонкуретных рынках, где требуется по 2-3 редких специалиста на одну заявку.
Сейчас многие задумываются и уже пробуют подбор через социальные сети, и это на наш взгляд — один из самых эффективных методов ускорить процесс закрытия вакансий.
Пассивные кандидаты – это работающие специалисты, как правило, не отслеживающие актуальность своего резюме либо вообще его не имеющие. Специалисты, разместившие резюме на работных сайтах – это вершина айсберга рынка труда или так называемые – активные кандидаты. Есть огромное количество квалифицированного персонала, которые пока не задумываются о смене работы. Поэтому работа с ними является проактивной — на опережение рынка. Так, например в зарубежных компаниях на вакансию технический рекрутер уже является обязательным требованием иметь опыт работы именно с пассивными кандидатами.
Мы перевели для вас несколько актуальных вакансий рекрутера в крупные международные компании, такие как Apple, Dropbox, Twitter и другие.
Основные обязанности технического рекрутера/ Technical Sourcing Recruiter в Amazon.com Services, Inc. United States (полное описание вакансии в переводе смотрите здесь)
Можем предположить, что эта тенденция дойдет до России. Очень важно научиться находить и «перехватывать» кандидатов до того, как они станут активными участниками рынка труда.
Рекрутеры, закрывающие вакансии через социальные сети делятся на три категории. Первые попробовали – и ничего не получилось. «Не работают социальные сети», — скажут они. Вторые тоже пытались, закрыли несколько вакансий, но все же не используют социальные сети как основной метод поиска. У третьих всё получилось, и они продолжают закрывать вакансии в основном через социальные сети. «Чем первые рекрутеры отличаются от вторых и третьих?» —спросите вы. В подходах и технологиях!
Подбор через социальные сети уже является самостоятельным инструментом, таким же, как например, хедхантинг. Для этого необходимо разбираться, какие сети лучше всего решают конкретные задачи и владеть методами взаимодействия, отличительными от классического подхода работы с работными сайтами. Так же необходимо знать и использовать специальные инструменты, облегчающие подбор и повышающие его эффективность в социальных сетях. Давайте перечислим основные инструменты подбора в социальных сетях.
AmazingHiring — это приложение для рекрутеров, которые ищут кандидатов из ИТ, в первую очередь программистов. У них есть 2 продукта. Основное решение — это поисковая система для рекрутеров, которая позволяет искать людей на множестве сайтов одновременно, объединяет профили одного человека на разных сайтах в общую карточку и оценивает профессионализм кандидатов. Второй продукт — бесплатный плагин для Google Chrome, который показывает разные профили одного человека. На наш взгляд, система очень полезная и интересная для внимания. Но и есть явные минусы: только для поиска программистов и стоимость составляет от 30000 рублей в месяц на 1 рекрутера.
В 2019 году появились еще два новых проекта, работающие по аналогичной схеме: «Подбор» и «WonderSourcing». У них похожие решения и отличаются от AmazingHiring стоимостью 15000 рублей в месяц на 1 рекрутера. Данные приложения так же нацелены только на рынок ИТ.
По нашему мнению, этими инструментами пользуются менее 20% рекрутеров. Основная причина узкого применения заключается в специфике ИТ и высокой стоимости, не всегда обоснованной для небольших компаний.
В том же 2019 году появилась бесплатная поисковая система Smart talent search — Умный поиск талантов. Вести поиск людей теперь вы можете по 6 различным социальным сетям, из любого браузера и устройства, в том числе мобильного (Android, IOS и др) из любой точки мира, где есть интернет. Поэтому Smart talent search наилучшим образом подходит не только для локального рекрутинга, но и для глобального международного поиска талантов.
Smart talent search можно применять для любых вакансий, и давайте протестируем как это работает для самых популярных из них.
Лидером спроса на рынке труда является позиция менеджер по продажам. Допустим мы ищем продавцов в Омске.
Меньше, чем за 1 секунду мы получаем более 100 профилей менеджеров по продажам.
Попробуем открыть 10 страницу результатов.
Как видим, все эти люди так же могут подойти под вакансию менеджер по продажам в Омске.
А теперь попробуем найти инженера-проектировщика в Тюмени.
За 0,13 секунды мы получили больше 100 инженеров проектировщиков.
Как найти php программиста в Нижнем Новгороде? Все очень просто.
Это результаты всего одной из шести социальных сетей, по которым ведет поиск Smart talent search.
Умный поиск талантов – это эффективный инструмент, позволяющий кадровым агентствам закрывать вакансии кандидатами, которые еще не вышли на рынок труда. Проактивный подбор персонала позволит таким агентствам повысить свою результативность и доходы, тем самым завоевать лидерские позиции в своем регионе.
Smart talent search – это не только эффективный, но и бесплатный инструмент, что очень важно для себестоимости процесса рекрутинга. Уверены, это заинтересует кадровые агенства, а также внутренних рекрутеров, которые заботятся о бюджетах на найм в свои компании.