Рекомендательный рекрутинг — один из самых эффективных и дешевых методов подбора персонала. Он работает просто. Когда на собеседовании выясняется, что кандидат Вам не подходит, то Вы можете попросить кандидата порекомендовать знакомого специалиста или коллегу. И так, от одного к другому, получая рекомендации, Вы быстро закроете вакансию без бюджетов на платные доступы на job ресурсах.
Прежде чем использовать рекомендательный рекрутмент необходимо усвоить самое важное правило — обязательное условие, чтобы он свершился.
Рекомендательный рекрутмент строится на доверии. Доверие в рекрутменте — это ответ на вопросы «можно ли доверять Вам как рекрутеру и предложению Вашей компании?». А вдруг Вы обманите моего друга? — Такая мысль закрадывается каждому, кому Вы сделает запрос на рекомендацию. Понятно, что при коротких контактах знакомства не просто убедить зрелого человека, что Ваша компания и предложения заслуживают доверия. Поэтому чаще всего за рекрутера говорят бренд и HR бренд компании. Здесь не оговорка. На самом деле бренд и HR бренд компании могут быть разными понятиями. Бренд компании отвечает за репутацию, доверие как к бизнесу. HR бренд отражает репутацию и доверие как к работодателю. Иногда это взаимосвязано. Например, Microsoft является топ3 компанией в мире по версии Forbes. И она же занимает третье место в мире как работодатель. В связи с этим важно на собеседованиях говорить не только об условиях труда, но и о компании, ее сфере и позициях на рынке.
«Реальный кейс. Компания — известный международный ИТ проект. Рекрутер находится в режиме цейтнот. На собеседовании в самом начале выделяет 20 минут на рассказ о бизнесе. Как бизнес чувствует себя в кризис. Как котируются акции на рынке. Короткие кейсы развития сотрудников компании. И все это в ситуации, когда каждая минута на вес золота. Почему это так важно да еще и в самом начале? От этого зависит, как кандидат будет воспринимать Вас в качестве работодателя».
Главная мысль — Чтобы сделать запрос на рекомендации, нужно убедиться, что Вы вошли в доверительную фазу беседы.
И так Вы уже выясняли, что кандидату не подходит Ваша вакансия. Вы вошли в доверительную фазу беседы. Теперь можно запросить рекомендацию.
Международные эксперты, например, Михаил Торчинский, заметили что кандидаты в России рекомендуют гораздо реже, чем например, зарубежом. От части , это связано с доверием к рекрутеру как игроку рынка труда. Надо признать, что зарубежом к ним больше уважения и реже можно встретить отношение «глупая девочка, ничего не понимающая в моей профессии». Если Вы мужчина, замените девочку на мальчика. Но это не главное. Важнее значение слов и наделение их смыслом. В былые времена, в царской и советской России, рекомендацией у нас было принято называть характеристику — справку направление, очень ответственный документ и шаг, который действительно влияет на судьбу человека. В связи с этим мы предлагаем избегать этого слова.
В русском языке есть замечательные слова, которые легко укладываются в сознание и являются ключом к действию. Например, слово «помощь» — быстро запускает механизм действия, если оно связано с выходом из сложной ситуации. Очень хорошо подходит для рекомендательного рекрутмента. Как бы Вы отреагировали, если бы Вам обратился добрый знакомый: «У меня сложная задачка. Нужен спец в такой отрасли. Условия отличные. Помоги, пожалуйста, найти нужного человека. Посоветуй знакомого, кто обладает такими навыками и опытом»? Здесь мы задействовали ещё одно прекрасное слово — «совет». В нашей ментальности советы легко раздают даже когда не просят. Хорошо работает запрос на знания: «может быть знаешь кого-то, кто обладает таким опытом?». На Руси не знать всегда было плохим тоном, и сейчас частично так и остаётся в силе. Также хорошо срабатывает запрос на знакомство «может ты знаком, с тем кто силён в этой отрасли на такой позиции?». Знать сильных специалистов — это критерий местной формулы успеха.
Все эти подходы проверены в действии. Они работают даже в руках (в устах) новичка. Берите и пользуйтесь. Закрывайте вакансии, как можно быстрее и дешевле.
Бонусом еще один момент. Для более эффективного использования рекомендательного рекрутмента есть специальна площадка — Умный поиск талантов. Чтобы ее найти достаточно в любом поиске внести это название. Или пройти посылке Smart-talent-search.com
Умный поиск талантов создан рекрутерами для рекрутеров и для всех кто ищет людей. В нем есть поиск по социальным сетям Facebook, LinkedIn и др. Можно размещать вакансии с запросом на рекомендации и тогда вам помогут коллеги. Или можете сами помочь другим рекрутерам. За успешную рекомендацию предусмотрено вознаграждение. Можно запрашивать информацию на нужных кандидатов, например контакты и другую информацию. Рекрутеры, у которых есть данные, щедро с Вами поделятся.
Хотите узнать больше об рекрутинге? Записывайтесь на самый подробный курс обучения ИТ рекрутингу в Рунете
Желаю побольше закрытых вакансий и процветания вашему бизнесу!