Уберем в сторону эмоциональные оценки поднятия прайса, а в некоторых случаях, злостные проклятия hh — «чтоб ты сдох!», и попробуем увидеть ситуацию через через призму гипотез и предположений. Давайте, заглянем в будущее, как может измениться рынок рекрутинга в ближайшее время
Первая гипотеза — компании массово начнут уходить из hh.ru
Новый прайс с оплатой за контакт «бьет», в первую очередь, по большим и активным. Малый и средний бизнес сейчас вялый и уже «отваливается» сам по-себе, без изменений в прайсе. Большие корпорации переживут стресс. А вот для кадровых агентств сайт hh будет не столь выгодным решением, как это было ранее, также как и для тех компаний, которые ведут активный поиск. Уходить будут, когда использование hh станет экономически не целесообразным. Но проблема в том, что hh — абсолютный лидер рынка, и использование альтернативы, например того же SuperJob, может иметь еще меньшую выгоду. Плюс к этому добавьте стремление SJ подтягивать свои прайсы до значений hh (наверное, еще помните времена, когда SJ был значительно дешевле hh), и тогда переход становится еще менее интересным.
Вывод: отток клиентов у hh точно будет, но не критичный, и финансовый год этой корпорации многих удивит.
Вторая гипотеза — будет нарушен баланс: где много предложений, там много кандидатов и наоборот. Компании станут более ответственно открывать контакты и реже связываться с кандидатами, тем самым нарушат этот баланс.
hh популярен у клиентов благодаря большому числу резюме. Кандидатов, в свою очередь, привлекает много интересных предложений. Но из-за кризиса, связанного с эпидемией, этот баланс нарушен. Если эти резюме будут открываться еще реже, то соискатели начнут дублировать их на другие ресурсы. Например, когда я искал работу в 2006 году, мое резюме было на 4х сайтах.
Вывод: в рост пойдут существующие job ресурсы. Из-за нарушения баланса, hh постепенно будет терять сначала кандидатов, а потом и клиентов, тем самым уступая позиции другим.
Третья гипотеза — ситуация на рынке будет способствовать развитию новых решений для рекрутеров.
Надо признать, что бизнес модель hh (job board) является устаревшей, и позволяет ему удерживать свое лидерство, прежде всего, благодаря балансу «много кандидатов- много клиентов». В мире давно лидируют другие модели: социальной деловой сети LinkedIn и портала indeed. Некогда мировой лидер Monster, с которого копировался hh.ru, умирает, уступая свои позиции другим. Было бы логичным, что нечто подобное будет происходить с hh в России, и нарушив баланс, hh предоставит больше возможностей для развития новых решений. Возможно, hh сейчас пытается собрать больше с имеющегося лидерства, понимая, что в будущем его всё равно «сдвинут» с пьедестала.
Вывод: Нарушив баланс, hh может потерять гораздо большую часть рынка, если появятся более современные и актуальные решения.