Этот материал мы еженедельно обновляем в зависимости от ситуации, которая в настоящее время очень быстро меняется. Данные взяты из открытых источников известных изданий (в том числе таких как Forbes), а также из аналитических и статистических ресурсов по отраслям.
Примерная цифра безработицы, связанная с уходом импортных компаний с рынка труда России, составит более 1 миллиона сотрудников. Это относительно не больший показатель с учётом того, что в России более 88 миллионов работоспособного населения.
А значит временная безработица в 2022 году составит чуть более 1,13%
Важно учесть, что безработица будет временная на «момент» передела рынка. Дефицит персонала в 2021 году на столько был ощутимым, что Минстрой России прорабатывал с ФСИН возможность привлечения заключенных для работы на стройках из-за дефицита мигрантов. В первую очередь это могут быть большие инфраструктурные проекты, заявлял замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин.
А значит большая часть вышедших специалистов на рынок труда достаточно быстро займет новое достойное место.
Если мы будем готовится к безработице аналогичной Ирану, то должны опираться на цифру 10%. К слову, в 2021 году в России безработица составляла примерно 5,5% (цифры уточняются).
А значит показатель безработицы в России в 2022 может удвоится.
В момент санкционной войны против Ирана, уровень заработной платы в этой стране снизился примерно на 40%. Мы можем предположить, что такой же спад уровня дохода ждет наших сограждан в 2022 году.
Какие отрасли могут пострадать, мы можем увидеть из структуры эксперт России. По этим данным мы видим, что большинство стран из списка недружественных нам стран, а значит это не только потерянные объемы выручки из доходной части бюджета России, но и высвобожденные «рабочие руки».
Но все же мы прогнозируем самые больше сокращения в других отраслях…
Тут важно уточнить, что автомобильная отрасль — это не только салоны по продажам автомобилей и авто производители, но и поставщики, металлурги, нефтяники и многие другие, кто связан с авто сферой.
По мнению autostat.ru в автомобильной промышленности России, с учётом автокомпонентной отрасли, занято 755 тысяч работников.
По нашим данным, сотрудников ГАЗа (Нижний Новгород), собирающие Шкоды отпущены домой на 2/3 до 6 июня.
Прежде всего, у нас собирают популярные бюджетные корейские иномарки, собратья по платформе – «Киа Рио» и «Хендэ Солярис». Их выпускают на заводе в Питере. Там же собирается бестселлер рынка кроссоверов – «Хендэ Солярис». Остальные машины из линейки «Киа» собирают на заводе в Калининграде. За последний год здесь наладили выпуск большого седана K900 и кроссовера Soul нового поколения, а также субкомпактного кроссовера Seltos.
В Санкт-Петербурге также выпускают машины японского бренда «Тойота» — «Камри» и кроссовер «РАВ 4». Также выбрал северную столицу для выпуска своих авто еще один японский бренд – «Ниссан». Здесь сходят с конвейера кроссы «Кашкай», «Икс-Трейл» и «Мурано». А вот кроссовер «Ниссан Террано», аналог «Рено Дастер», выпускается на московском заводе французской марки «Рено». На этом же столичном заводе выпускают «Логан», «Дастер» и «Сандеро». Их судьбу сейчас выясняем.
Сразу несколько моделей концерна «Фольцваген Груп» выпускается на предприятии в Калуге. Это бюджетные модели «Фольцваген Поло» и «Школа Рапид», а также кроссоверы «Фольцваген Тигуан».
В Калуге также собирают «Митсубиси Аутлендер», а также седаны «Пежо 408» и «Ситроен C4», причем на одном заводе. Это уникальный опыт – завод стал первым в мире, выпускающим машины разных концернов, правда, связанных.
Под Тулой китайский бренд «Хавейл» построил новый завод для сборки своих машин. Теперь здесь собирают кроссоверы Haval F7 и купеобразную версию F7x. Японская компания «Мазда» выбрала для своего производства Владивосток. Завод производит кроссоверы CX-5, CX-9 и седаны Mazda 6. Немцы из «Мерседес-Бенц» выбрали Подмосковье для выпуска своих E 200, E 200d и E 200 d 4Matic.
По данным AviaPort.ru численность работающих в авиационной промышленности составила 438,1 тыс. человек с учетом присоединения ремонтных заводов Министерства обороны. Вся эта отрасль сейчас в зоне риска из-за санкций.
Минпромторг России в числе прочего предлагает заняться развитием проекта самолёта Sukhoi Superjet 100. К слову, ещё в январе 2022 года глава компании «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным заявил, что к 2024 году «Сухой Суперджет» будет полностью российским.
В марте 2022 года на фоне санкций сроки работы над «импортозамещённой» версией самолёта Sukhoi Superjet 100 решено было ускорить.
11−14 марта 2022 года Минпромторг России объявил сразу четыре крупных тендера: на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы «Проведение работ по улучшению характеристик надежности самолета RRJ-95, расширению условий эксплуатации и снижению стоимости эксплуатации» и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по подготовке, обеспечению и проведению испытаний по программе «Сухой Суперджет» в модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем.
В 2021 году драйвером экономики России стала недвижимость, а конкретно рост продаж первичного жилья благодаря гос поддержки ипотеки, которая для конечного пользователя составляла всего 5%. Строительство заметно оживляло рынок и являлось драйвером роста для других секторов.
С началом военной операции в Украине и ответных мер на последствия от санкций, ключевая ставка рефинансирования повысилась до 20%
Через месяц-полтора ажиотаж, связанный с ипотекой, схлынет и ипотек на рынке станет резко меньше. Значит — сделок тоже. А без большого количества сделок рынок начинает стагнировать. Поэтому повторить успешный для многих 2021 год уже будет не просто.
Пока можно выделить IT как явную сферу потенциального драйва Российской экономики. Государство оберегает IT, защищает с первых дней санкций и на законодательном уровне вносит специальные условия для поддержки и развития. Миссия сферы IT заключается в замещении уходящих с рынка зарубежных сервисов, в которых так нуждается экономика.
«Опыт предыдущих кризисов 1998-го, 2008-го и 2014 года показал, что топ-менеджеры, умеющие руководить компаниями в критических ситуациях, всегда востребованы», — пишет Forbes. Более того, опираясь на свои лидерские качества, они способны управлять даже тем бизнесом, в котором у них нет опыта и экспертизы. Таким руководителям будет легче всего найти себе применение как в международных, так и в российских компаниях.
В течение 2022 года будет ситуация неопределенности и перестройки экономики России. Мы увидим не только уход импортных компаний, но выстраивание новых цепочек поставок и создание рынков сбыта. Все это однозначно отразится на рынке труда. Но уже осенью к концу 2022 года мы увидим подьем экономики за счет роста новых игроков, в первую очередь российских, а потом и из дружественных нам стран Китая, Индии и Турции.
Все советы основаны на моем практическом опыте преодоления предыдущих кризисов в качестве Директора по персоналу :
Самойленко Геннадий - основатель ONLINE PERSONAL 14/03/2022
8 Комментарии
Очень пригодилось. Спасибо.
Спасибо, очень актуально! Сейчас готовим годовой план по развитию персонала.
Спасибо за полезный материал. Помогает разобраться, что происходит в России.
Некоторые моменты пора добавлять:)
С нетерпением жду продолжения прогнозов
Мне кажется, будет все гораздо хуже…
Добрый день. А что будет с автопромом? Есть уточнения?
Добрый день! Напишите в личку, нам нужен прогноз по нашей области рынка