Всё что здесь написано основано на анализе международных практик и общения с ведущими экспертами в области рекрутмента.
В рекрутинге царствует самая популярная модель закрытия вакансий — job board. Дословно — доска работы. Полный аналог досок объявлений, где одна сторона — продавец (в нашем случае работодатель) размещает товар на продажу (вакансию), с другой покупатель может разместить пожелания к покупке (резюме). Платит работодатель за возможность размещать вакансии. Основная статья затрат Job площадки — привлечение соискателей.
Пока все понятно и логично.
Рынок job board модели занял hh примерно на 60%. У SuperJob доля 20-25% В целом они составляют львиный кусок пирога 80-85%
Модель Job-board зарождалась ещё в 2000е по примеру известного американского Monster. Тогда была крайне актуальной, именно тогда пользователи с интересом заполняли о себе анкеты, чтобы их нашли другие. Сегодня модель уже не столько востребована, но продолжает оставаться эффективной. Monster давно уже не первый в мире, и продолжает терять позиции. Хедхантер ещё властвует в России. Но по моему мнению, это не на долго. Его многие хоронили, но он продолжает жить и живет всех живых. И повторюсь, в России ни одна площадка не закрывает вакансии лучше, чем он. Но давайте посмотрим на тренды поведения на рынке труда.
Во-первых, все перевернулось, продавец теперь кандидат (точнее его резюме) и все больше требуется средств на его привлечение. В этом плане покупка Worki группой компаний Mail видится очень логичной, так как им принадлежит Vk через который они и направили свой же трафик на работный сайт. Что имеем? Низкая стоимость привлечения соискателя.
Во-вторых, тот самый продавец (кандидат) не хочет заполнять портянки резюме и читать такие же гигантские тексты вакансий. Он вообще не хочет сидеть в job ресурсе и вести активный поиск. Именно поэтому в hh появилась возможность отклика без резюме. И все бы ничего, но платильщиком остаётся работодатель и ему не совсем кажется Справедливой цена за отклик без резюме или за нерелевантное резюме. Начинается конфликт интересов. Самое время бы начать платить кандидатам за их резюме, но такое случится не скоро.
В третьих, ситуация с персональными данными и вообще с данными о себе становится все более актуальной и люди не очень-то хотя ими делиться.
В четвёртых, вообще умирает идея ресурса, где надо сидеть и искать работу. А где сидят соискатели? Правильно, в социальных сетях. Поэтому рекрутеры уходят туда. Поэтому Фейсбук уже несколько лет тестит свой рекрутмент-функционал, хоть и безуспешно, но перспективно в будущем. А группа HR хаб уже сегодня превращается в job ресурс. Здесь общаются, обмениваются опытом и размещают вакансии.
В-пятых, благодаря эпидемии (спасибо ей за это), рынки труда стали активно интегрироваться. Появилась уйма вакансий с удаленным форматом работы. И не только в регионах в Росиии, но и по всему миру.
Сколько стоит hh по России в год? Сколько компаний может потянуть такой тариф? А в каких странах мира он представлен? Ответ для многих очевиден.
Поэтому Хедхантер теряет свою экономическую целесообразность как инструмент закрытия вакансий. Опять повод пойти в социальные сети и вязнуть в личных переписках с соискателями, которые не очень-то ищут работу.
И вот в этих условиях рекрутеры вынуждены терять много времени на поиск нужных кандидатов, часто получая нерелевантные отклики. А компании платить за это немалые деньги. Соискатели тоже не очень то рады из-за спама «странных» вакансий. «Вот бы получать только самое лучшее и интересное», — думают они.
В моём понимании — Ленивый рекрутер, это эффективный рекрутер, который разместил вакансии и просто получает отклики.
Вакансия должна быть простой. А ещё лучше с звуковой дорожкой, чтобы кратко рассказать о себе и пригласить откликнуться. Благодаря ковиду теперь в каждом компьютере есть микрофон и камера.
А ещё лучше, чтобы вакансии были со всего мира в формате remote (удалённая работа). Кстати, для этого желательно встроенный vpn, чтобы проще перейти в LinkedIn (один из мировых лидеров рекрутинга)
Никаких резюме. Отклик через почту или телефон. В отклик можно прикрепить свой профиль или резюме, которые уже есть. А можно с помощью аудио сообщения кратко рассказать о себе. Голос соискателя гораздо эмоциональнее текста и делает отклик настоящим и живым.
Соискатель не будет сидеть и активно откликаться. И не надо. Ему достаточно подписаться на вакансию. И получать на электронный адрес наиболее интересные из них.
В итоге, никто не теряет времени на рекрутмент. Все стороны могут сидеть в социальных сетях и лайкать котиков 🙂 А если серьезно, Рекрутеры будут получать премии за эффективный подбор. А бизнес нужных людей для развития. Все счастливы, и соискатели тоже.
Остается только одна самая сложная проблема — релевантность отклика на вакансию. Мы ее решили алгоритмом подписки, который разработан аналогично Инстаграмму и основывается на подписке по меткам (хештегам). Сложно объяснить, это надо увидеть и попробовать.
Такой инструмент уже сделали (кстати, бесплатная штука). Называется Job-Panel , выполнен в качестве приложения Google Chrome и представляет собой шторку к браузеру, аналогично Amazing Hiring. Легко можно открыть, когда работаете с браузером. Поэтому теперь job ресурс стал на расстоянии одного клика мыши. Соискатель сможет посмотреть новые вакансии в любой момент, а рекрутер поработать с откликами.
Буду благодарен за обратную связь и прошу поддержать молодой проект звездами там же по ссылке в магазине Google Chrome
Скачать Job-panel можно здесь
https://chrome.google.com/webstore/detail/job-panel/nbgibpcboobemklhkodfpjiojjfmedie