Каждый новый год приносит новые тренды для каждой отрасли — и подбор ит персонала ничем не отличается. Тенденции могут помочь сориентироваться в решении задач в настоящем и попробовать заглянуть в будущее. Это поможет вам настроить процесс подбора технического персонала, чтобы он лучше соответствовал потребностям рынка. И сегодня, когда речь заходит о рынке рекрутинга, многое изменилось. Мы уже разместили большую статью «Подбор it персонала: Топ 15 новых трендов рекрутинга в 2019 году». Тем не менее, мы продолжаем отслеживать тренды в мировой практике рекрутинга, хоть большинство из них подтверждаются в самых разных источниках, все же не будет лишним еще раз выделить главное.
Наша реальность такова, что мы находимся в условиях рынка труда, управляемого кандидатами. Всего несколько лет назад безработных было больше, чем рабочих мест, а сейчас все наоборот . Исследования показывают, что нынешний рынок труда ориентирован на 90% кандидатов . Это означает, что кандидаты имеют больше выбора и возможностей влиять на процесс подбора. Следовательно, успешное привлечение лучших специалистов обходятся дороже, труднее и дольше.
Вот 7 из наиболее важных тенденций подбора технического персонала в 2020 год:
Многие путают этот тренд с брендингом работодателя, но в нем есть существенное отличие, прежде всего, в инструментарии. Инструментарий маркетинга в подборе ит персонала применяется не только в формировании репутации работодателя (безусловно, этим же инструментарием пользуются HRбренд менеджеры), но и с целью продвижения вакансий и проектов, над которыми работает компания. В данном контексте появляются совершенно новые задачи, которые ранее рекрутеры решали гораздо реже, чем в 2020. Например, активное участие в обсуждениях в группах в социальных сетях, размещение статей о процедуре и кейсах подбора в профессиональных и деловых сообществах и форумах, и многое другое, что делает компанию более узнаваемой не только на рынке труда, но и в любом пространстве, где могут быть потенциальные кандидаты.
Опыт кандидата — это общее восприятие кандидатом прошлого, настоящего и потенциально будущего процесса подбора персонала в вашей компании. Для России это еще свежий термин и тенденция, о которой мало известно в деталях. Общее ожидание состоит в том, что процесс найма должен быть быстрым, эффективным, легким и мобильным. Кандидат, имеющий положительный опыт во время подбора, с большей вероятностью примет предложение о работе.
И наоборот, если этот кандидат имеет отрицательный опыт рекрутинга, вы можете потерять больше, чем просто хороший талант — вы можете потерять деньги. Британская компания Virgin Media, предоставляющая услуги кабельной и мобильной связи, подсчитала, что негативный опыт кандидата стоит им 5,4 миллиона долларов в год.
Как работает опыт кандидата? Давайте посмотрим на простом примере, рейтинг работодателя «Яндекс» — известной компании, одного из лидеров itрынка (данные //orabote.biz/feedback/list/company/28559)
Рейтинг «Яндекс» как работодателя всего 2 балла из 5. Почему такой низкий? Давайте откроем один из последних отзывов.
Как видите, этот отзыв написал даже не сотрудник компании, а кандидат, проходивший собеседования в Яндексе. Наверное, рекрутёры Яндекса встанут в защиту своей позиции, мол и грамотность кандидата хромает и всем не угодишь, но поверьте, с каждым кандидатом важно очень тонко прорабатывать каждый этап собеседования, давать максимально детальную и релевантную обратную связь, мотивировать и вдохновлять, беседовать и поддерживать и тех, кто не победил в конкурсе. И тогда не будет похожих отзывов.
Брендинг работодателя означает репутацию организации и ее популярность как работодателя, а также ценностное предложение сотрудникам. По сути: насколько положительным является опыт работы сотрудников в вашей компании? Как вознаграждения и выгоды соотносятся с производительностью? Что вы им предлагаете, чем отличается от других?
Исследования LinkedIn показали, что 75% соискателей проводят собственное исследование бренда работодателя и его репутации, прежде чем откликнуться на вакансию или отправить резюме. Улучшение брэндинга ваших сотрудников является обязательным в 2019 году, и должно начинаться с существующих сотрудников. Особенно этот тренд касается рынка itвакансий, который очень перегрет, и отрицательная репутация может мешать достижению стратегических планов.
Как работает брэндинг работодателя? Любопытный факт: Google, Microsoft и Apple — занимают лидирующие позиции на рынке труда (1,2 и 4 места) — также входят в топ-3 самых дорогих брендов в мире.
Источник: //basetop.ru/luchshie-kompanii-rabotodateli-mira-reyting-forbes/
Рекрутинг полон утомительных задач. Многие рекрутеры сталкиваются с такими проблемами, как работа с большим количеством вакансий. Мы знали рекрутеров, которые одновременно ведут по 40-50 вакансий. Добавьте к этому, рынок, ориентированный на кандидатов. Некоторые из задач более низкого уровня могут быть выполнены с помощью искусственного интеллекта или средств автоматизации.
Ярким примером автоматизации подбора является Smart talent search — это первая в России бесплатная система поиска талантов, предлагающая уникальные возможности. Вести поиск людей вы можете по 6 различным социальным сетям: linkedin.com, xing.com, fb.com, vk.com, moikrug.ru, github.com
Что выгодно выделяет этот инструмент для рекрутеров — это возможность вести поиск из любого браузера и устройства, в том числе мобильного (Android, IOS и др) из любой точки мира, где есть интернет. Поэтому Smart talent search наилучшим образом подходит не только для локального рекрутинга, но и для глобального международного поиска талантов.
Другой пример автоматизации — робот Вера, которая помогает обзванивать кандидатов. По некоторым позиция конверсия такого обзвона может быть выше, чем если бы это делал рекрутер «вручную».
И хотя ИИ становится все более популярным, инструменты автоматизации не являются чем-то новым – все же пока они не столь популярны в среде рекрутеров. Поэтому мы считаем, что в 2019 году этот тренд будет продолжать активно развиваться.
52% респондентов в LinkedIn Global Recruiting Trends заявили, что инновации в опросе были, по крайней мере, очень интересны для будущего найма. Использование видео и даже виртуальной реальности — два таких новшества, которые получают все большее распространение. Компании, которые включили видео- или виртуальные платформы в свой процесс собеседования, обнаружили, что они могут лучше оценивать навыки , больше привлекать кандидатов , повышать эффективность, а также сталкиваются с меньшим количеством отказов от предложений встретиться на собеседования, и на финальной стадии улучшив показатели отказав от офферов.
Компания автомобильного дизайна Jaguar использовала бесплатное приложение дополненной реальности для тестирования и обучения кандидатов о нюансах электромобилей. В пресс-релизе Jaguar сообщается, что эти игры «проверяют их любопытство, настойчивость, латеральное мышление и навыки решения проблем».
У этого тренда есть простое определение: использование социальных сетей для рекрутинга. Но вместо того, чтобы просто размещать объявления о работе в социальных сетях вашей компании, гораздо важнее выстраивание отношений и поощрения потенциальных кандидатов к подаче заявок на вакансии в вашу компанию. Другими словами, в социальных сетях мы собираем потенциальных кандидатов в группы или сообщества и подогреваем их. Либо делаем это на их «территории» — в группах, где они уже собрались.
Сделайте это правильно, и это также поможет вашему бренду работодателя. В самом деле, в Опросе нации рекрутеров Jobvite в 2018 году выявилось, что социальные сети заняли первое место (47%) среди компаний, создающих свой бренд работодателя.
Рынок труда продолжает меняться коренным образом. Меняются традиционные подходу к трудоустройству. 65% опрошенных в исследовании сотрудников сказали, что они будут работать по контракту, если им будет предоставлена такая возможность . 68% кандидатов сообщили в другом исследовании, что способность работать удаленно повлияла на их решение принять предложение о работе.
Скоро придет время, и вы не сможете игнорировать этот факт. У вас до сих пор нет рабочих мест на отдельные контракты? Берете людей только в штат и «на всегда»? Нет удаленных рабочих мест? Вы динозавр, который, скорее всего, не вымрет, но которых становится все меньше. Меняйтесь вслед за рынком, будьте гибки, вводите новый форматы сотрудничества и взаимодействия с сотрудниками. Бирюзовые компании пока еще миф и утопия, но элементы бирюзовости уже применяются во многих компаниях.
Заключение
HR и рекрутинг постоянно меняются и развиваются — это невозможно отрицать. По мере того, как вы сталкиваетесь с новыми и молодыми сотрудниками, эти изменения станут еще более серьезными. Если вы хотите оставаться конкурентоспособным, вам нужно быть в курсе последних тенденций, которые повлияют на рекрутинговую индустрию в этом году — и развиваться вместе с ними в течение 2019 года и в будущем.